Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 "Центр развития ребёнка - детский сад №13 "Петрушка"

городского округа Ступино Московской области

Оздоровительная работа

 

 

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем детского организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Организация оздоровительной работы в МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга» строится с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

Главная цель работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье. 

Для достижения поставленной цели педагоги ДОУ решают следующие задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

- повышение эффективности процесса обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.

В систему оздоровительной работы включены следующие здоровьесберегающие технологии:

- Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики;

- Физминутка проводится ежедневно в процессе НОД детей и по мере необходимости, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе используются разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры;

- Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, является частью коррекционно-развивающей НОД. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма;

- Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения;

- Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера);

- Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (в работе педагога-психолога; во время заключительной части занятий; перед сном). В каждой группе существует своя фонотека с подборкой спокойной классической музыки, звуков природы.

Чтение детям художественного литературного произведения перед сном тоже имеет благотворное влияние на состояние ЦНС современного ребенка. Педагог подбирает небольшое, иногда уже знакомое произведение обязательно с положительным концом. А выработка навыка «После сказки-все закрывают глазки и спят» помогает ускорить процесс засыпания и восстановления сил малыша;

- Игровой массаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек;

- Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков, воспитания физических качеств, как средство снятия мышечного напряжения и переключения со статического вида деятельности;

- Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна;

- Фитонциды - это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.

- Организация прогулок  педагог первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.

Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды.

Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже -20?С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе.

Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную активность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

 

- Солнечные ванны. Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.

Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Детям очень нравится играть в ролевую игру «На пляже», поэтому они с удовольствием сами выносят летом на прогулку одеяла, расстилают на траве и одев обязательно головной убор принимают солнечные ванны (не более 7 – 10 минут). Непременно чередуя с пребыванием в более затененной части участка.

- Сквозное проветривание. Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток.

Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для  того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующими". Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Перепад - может быть от 2-4?С до 4-5?С, т.е. t воздуха может опускаться до 14 - 16?С.

Проветривание проводят:

Утром перед приходом детей. Перед непосредственной деятельностью.

Перед возвращением детей с прогулки.

Во время дневного сна.

После полдника.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам в образовательном процессе, а также формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"